Программа развития
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Алешинская основная школа»
2022-2026 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № 1 от 28.09.2022 г.
Содержание
Пояснительная записка |
2 |
||||||||||||||||
Паспорт Программы развития МБОУ «Алёшинская ОШ»» на 2022-2026 годы |
3 |
||||||||||||||||
1.Информационная справка о МБОУ «Алёшинская ОШ» |
9 |
||||||||||||||||
2. SWOT-анализ потенциала развития МБОУ «Алёшинская ОШ» |
14 |
||||||||||||||||
3. Концепция развития МБОУ «Алёшинская ОШ» |
20 |
||||||||||||||||
Модель школы – 2026 |
21 |
||||||||||||||||
Модель педагога школы – 2026 |
22 |
||||||||||||||||
Модель выпускника школы- 2026 |
22 |
||||||||||||||||
Миссия школы |
24 |
||||||||||||||||
4. Основные направления реализации программы развития МБОУ «Алёшинская ОШ» |
24 |
||||||||||||||||
4.1. «ФГОС: образовательный стандарт в действии» |
24 |
||||||||||||||||
4.2. «Эффективная образовательная среда» |
28 |
||||||||||||||||
8.Лист внесения изменений 45 |
|||||||||||||||||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алёшинская основная школа» (МБОУ «Алёшинская ОШ») (далее – Программа или Программа развития) является стратегическим документом, определяющим пути и основные направления развития МБОУ «Алёшинская ОШ» на период с января 2022 года до декабря 2026 года в логике современной государственной образовательной политики и с учетом потенциала саморазвития образовательного учреждения.
В Программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие МБОУ «Алёшинская ОШ» в данный период предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе.
Программа является инструментом управления развитием образовательного процесса и учреждения в целом. Она предназначена для систематизации управления развитием школы, а также разработки и реализации комплекса мер, направленных на достижение школой качества образования, адекватного запросам современного российского общества, уровню развития педагогической науки и меняющимся социально-экономическим условиям; на становление демократического уклада школы как действующей модели гражданского общества.
Программа призвана в конечном счете обеспечить достижение целей, поставленных в государственной программе Российской Федерации «Развитие Образования» на 2018 -2025 годы:
цель 1 - качество образования, которое характеризуется: обеспечением глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождением Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
цель 2 - доступность образования
цель 3 - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
|
Наименование Программы |
Программа развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алёшинская основная школа» (далее -Программа) |
|
|
Нормативно- правовые основания для разработки Программы развития |
Уровень образовательной организации:
|
|
|
Заказчик программы |
Совет школы МБОУ «Алёшинская ОШ» |
|
|
Основные разработчики Программы |
Администрация МБОУ «Алёшинская ОШ» Творческая группа педагогических работников МБОУ «Алёшинская ОШ» |
|
|
Цель Программы |
Совершенствование образовательного пространства в соответствии с требованиями законодательства и с учетом потребностей социума |
|
|
Задачи Программы |
|
|
|
Сроки и этапы реализации Программы |
2022 – 2026 гг. Первый этап (2021 – 2022 учебный год) – аналитико-проектировочный: -Разработка направлений приведения образовательной системы школы в соответствие с задачами программы развития на 2021-2026 гг. и определение системы мониторинга реализации настоящей Программы. Второй этап (2023 - 2025 учебные годы) – реализующий: -Реализация мероприятий плана действий Программы; -Реализация ФГОС НОО и ФГОС ООО. -Реализация образовательных и воспитательных проектов. -Нормативно-правовое сопровождение реализации Программы развития; -Осуществление системы мониторинга реализации Программы, текущий анализ промежуточных результатов. Третий этап (январь – июль 2026) - аналитико- обобщающий: -Итоговая диагностика реализации основных программных мероприятий; -Анализ итоговых результатов мониторинга реализации Программы; -Обобщение позитивного опыта осуществления программных мероприятий; -Определение целей, задач и направлений стратегии дальнейшего развития школы. |
|
|
Перечень реализуемых проектов |
|
|
|
Исполнители программы |
Педагоги МБОУ «Алёшинская ОШ», учащиеся МБОУ «Алёшинская ОШ», законные представители учащихся МБОУ «Алёшинская ОШ» |
|
|
Основные целевые показатели программы |
Показатели качества муниципальной услуги |
Плановое значение |
1.Укомплектованность педагогическими кадрами 2.Доля педагогических работников с высшим профессиональным образованием от общего числа педагогов 3.Доля педагогов, прошедших курсовую переподготовку не менее одного раза в пять лет 4.Доля общей численности успевающих на «хорошо» и «отлично» по итогам каждой четверти 5. Доля учащихся, принявших участие в городских, краевых, всероссийских конкурсах, олимпиадах 6.Доля выпускников 9 классов, сдавших экзамены по обязательным предметам в новой форме на «хорошо» и «отлично» 9.Удельный вес выпускников, поступивших в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования 10.Доля обучающихся, отчисленных по разным причинам из ОУ и не продолживших получение обязательного общего образования 11.Доля обучающихся, оставленных на повторный год обучения 12.Доля обучающихся, получающих горячее питание 14.Средняя наполняемость классов 15.Количество обучающихся на 1 компьютер 16.Выполнение плана оказания услуги в соответствии с утвержденным муниципальным заданием |
100% 100% 100% 50-70 % 50-70 % 50 % 100% не более 0% не более 0% 100% 10 чел. 10 чел. 98-100% |
||
|
Ожидаемые конечные результаты выполнения программы |
|
|
|
Система организации контроля реализации программы, периодичность отчета исполнителей, срок предоставления отчетных материалов |
Реализацию программы и контроль хода выполнения программы, оценку степени эффективности ее реализации обеспечивают администрация МБОУ «Алешинская ОШ», Управляющий совет Реализация программных мероприятий и проектов курируется должностными лицами — представителями администрации. Ход выполнения программы рассматривается на заседаниях педагогического совета, на заседаниях Управляющего совета, ежегодно представляется родительской общественности, выставляется на школьном сайте в форме отчета о самообследовании. |
-
- Информационная справка о МБОУ «Алёшинская ОШ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алёшинская основная школа» в с. Алёшня Рыбновского района, основана в 1937году
Юридический адрес: 391122, Рязанская область, Рыбновский район, с. Алёшня
Е-mail: aleshnya.rzn@mail.ru
Адрес сайта школы: http: alrzn.ucoz.net
Тип: общеобразовательное учреждение;
Вид: основная общеобразовательная школа;
Организационно – правовая форма школы: бюджетное учреждение;
В соответствии с установленным государственным статусом образовательное учреждение реализует образовательные программы: начального общего, основного общего образования;
Описание и анализ текущего состояния
МБОУ «Алёшинская основная школа»
2.1 Общая информация
Муниципальное бюджетное общеобра.зовательное учреждение «Алёшинская основная школа» расположено по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, с. Алёшня.
Школа реализует 2 уровня образования
1. Начальное общее образование;
2. Основное общее образование.
В МБОУ «Алёшинская ОШ» обучаются дети, проживающие в с. Алёшня, с. Ногино, с. Лужки, д.Зеленино, с. Пальные, д.Свистово.
Алёшинская основная школа является малокомплектной, средняя наполняемость классов составляет 8,6 человека.
В 2021-2022 учебном году в школе обучается 78 учащихся. Из них 35% учащихся проживают в многодетных семьях, 25% семей учащихся являются неполными. В последнее время наблюдается увеличение численности учащихся, имеющих иностранное гражданство. Так, в 2021-2022 учебном году доля учащихся, имеющая иностранное гражданство составляет 14% от общего количества учащихся.
За последний учебный год наблюдается тенденция увеличения численности обучающихся.
Распределение количества учащихся по классам
Класс |
Количество учащихся |
1 класс |
8 |
2 класс |
12 |
3 класс |
11 |
4 класс |
1 |
5 класс |
11 |
6 класс |
10 |
7 класс |
11 |
8 класс |
7 |
9 класс |
7 |
2.2 Образовательные результаты
Образовательные результаты школы за последний учебный год несколько улучшились по сравнению с предыдущими учебными годами. Об этом свидетельствуют результаты ГИА и средние баллы аттестатов учащихся за последние 3 учебных года.
Результаты ГИА по итогам года
Предметы |
2018-2019 учебный год |
2020-2021 учебный год |
|
||||||||
Кол-во уч-ся |
5 |
4 |
3 |
2 |
Кол-во уч-ся |
5 |
4 |
3 |
2 |
||
Русский язык |
10 |
1 |
1 |
8 |
5 |
3 |
2 |
||||
Математика |
10 |
1 |
2 |
7 |
5 |
1 |
4 |
||||
Обществознание |
4 |
1 |
3 |
Экзамены по выбору не проводились |
|
||||||
Биология |
6 |
6 |
|
||||||||
Информатика |
6 |
1 |
5 |
|
|||||||
Физика |
1 |
1 |
|
||||||||
География |
1 |
1 |
|
||||||||
Средние баллы по аттестатам
2018-2019 учебный год |
2019-2020 учебный год |
2020-2021 учебный год |
3,6 |
4,0 |
4,1 |
2.3 Кадровый состав
Кадровый состав Алёшинской школы состоит из 19 человек, из них педагогических работников 14 человек, 2 педагогических работника находятся в декретном отпуске, 1 внешний совместитель.
79% педагогических работников имеют высшее образование. 6 педагогических работников имеют первую категорию, 7 педагогов аттестованы на соответствие занимаемой должности.
Педагогический стаж учителей МБОУ «Алёшинская ОШ» составляет:
- до 5 лет – 4 человека (29%);
- от 5 до 20 лет – 3 человека(21%);
- от 20 лет – 7 человек (50%)
Среди педагогического состава за последние 3 года 100% учителей прошли курсы повышения квалификации.
2.4 Материально-техническое оснащение
-тип здания: нетиповое
- проектная мощность: 100 человек;
- реальная наполняемость: 78 человек;
- средняя наполняемость: 8,6 человека
- перечень учебных кабинетов:
- кабинет естествознания – 1;
- кабинет русского языка и литературы – 1;
- кабинет математики – 1;
- кабинет истории – 1;
- кабинет ИЗО – 1;
- кабинеты начальных классов – 2;
- кабинет информатики – 1
- кабинет технологии – 1;
- библиотека с фондом: 3708 ед.
- спортивный зал (отремонтирован в 2017 году)
- столовая 40 кв.м., число посадочных мест: 28
- действует мультимедийный кабинет с доступом в интернет.
2.5 Работа с родителями
В школе проводится работа с родителями в следующих формах и направлениях:
- родительские собрания;
- деятельность родительских комитетов в школе и классах;
- индивидуальные консультации классных руководителей и учителей-предметников;
- участие родителей в организации «родительского контроля» за питанием обучающихся
Явка родителей на родительских собраниях составляет 60%.
-
- SWOT-АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
В течение 5 лет школа работала по Программе развития МБОУ «Алёшинская ОШ» на 2015-2021 годы. В программном документе перечислены потребности образовательного учреждения, инновации и административные коррективы, необходимые для качественного изменения уровня учебно-воспитательного процесса; раскрыт курс на реализацию перспективных образовательных потребностей прогнозируемого социального заказа. В программе школа рассматривалась как целостная система, все элементы которой взаимосвязаны, а решения направлены на устранение или совершенствование отдельных составляющих жизнедеятельности школы.
Целью предыдущей Программы было: обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами участников образовательных отношений и перспективными задачами российского общества и экономики путем создания современных условий, обновления структуры и содержания образования.
Решались следующие задачи:
-Определение оптимального содержания образования обучающихся с учетом требований к выпускнику каждого уровня обучения и внедрения современных стандартов общего образования;
- Развитие современной системы оценки качества образования, радикальное обновление методов и технологий обучения, создание современных условий обучения;
- Расширение школьной сети вариативного образования, в том числе платных образовательных услуг с целью развития личностных способностей учащихся
- Создание условий для разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий и организации сопровождения талантливых детей;
- Создание условий для профессионального самосовершенствования и развития педагогов в рамках системно-деятельностного подхода через вовлечение в профессиональные сообщества, систему повышения квалификации в условиях реализации ФГОС и систему инновационной деятельности;
- Создание необходимых материально-технических условий, обеспечивающих эффективную деятельность по сохранению и укреплению здоровья учащихся, педагогов, по формированию навыков здорового образа жизни, воспитанию культуры здоровья;
-Создание системы государственно-общественного управления, способствующей повышению качества образования.
Благодаря целенаправленной работе, целевые индикаторы и показатели программы в основном были исполнены, в чем помогли проводимые программные мероприятия.
Результаты выполнения Программы развития на 2015-2021: совершенствуется профессиональная компетентность и общекультурный уровень педагогических работников, улучшается психологический микроклимат педагогического коллектива, создаются здоровые и безопасные условия образовательной деятельности; целенаправленно формируются у учащихся представления о здоровом образе жизни; используются в учебном процессе информационные технологии, компьютерная техника, учебное и лабораторное оборудование; эффективно расходуются бюджетные средства путём целевого финансирования мероприятий. Пополнилась и обновилась материально-техническая база школы.
Однако некоторые показатели недостаточно еще проработаны. Так, формируются ключевые компетентности выпускников только 1 и 2 ступеней обучения с учётом их способностей и возможностей; не в полной мере разработаны внутренние критерии результативности работы школы, недостаточно развита система дополнительных образовательных услуг; недостаточно развита государственно-общественная форма управления.
Для выявления потенциала развития образовательной системы школы был проведен SWOT-анализ, который позволил выявить ее сильные и слабые стороны (внутренние факторы), перспективные возможности и риски ее развития (внешние факторы).
Оценка внутреннего потенциала школы |
Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения |
|||
Сильная сторона |
Слабая сторона |
Благоприятные возможности |
Риски |
|
1.Реализация проекта «ФГОС: образовательный стандарт в действии» |
||||
- Все классы уровня начального общего образования обучаются по ФГОС НОО. - Созданы условия для реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО
|
- Насыщенность урочной и внеурочной деятельности, потенциально возможные перегрузки обучающихся, в сочетании с не сформированным здоровым отдыхом вне школы может вызывать усталость у некоторых учащихся; - При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность в участии жизни школы, а также при переходе на ФГОС; - У педагогов проявляется привычка работать по известной модели подачи знаний, присутствует страх перед реализацией ФГОС ООО, СОО - Консервативный подход некоторых педагогов по отношению к изменению системы обучения может вызвать трудности при внедрении ФГОС СОО; - Риск увеличения объема работы, возлагающийся на членов администрации и педагогов. |
- Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях; - Все педагоги школы прошли КПК по ФГОС; - Внедрение инновационных технологий развивающего обучения; - Внедрение в систему воспитательной работы школы технологии социального проектирования. |
- Нет существенной профессиональной поддержки при освоении ФГОС со стороны внешних партнеров, вследствие чего возможны угрозы допустимых ошибок; |
|
2.Реализация проекта «Эффективная образовательная среда» |
||||
- В школе создана и реализуется система подготовки обучающихся к независимой оценке качества образования; - Создана система поощрения педагогов за качественную подготовку обучающихся к ГИА; ВОШ. - Готовность педагогов к изменениям; - Возможность самообразования и повышения квалификации в очной и заочной формах. |
- Не все педагоги школы готовы морально к изменению подходов к обучению - Нежелание некоторых педагогов изменять формы работы, подходы к обучающимся; - Нехватка опыта у молодых специалистов. |
- Все педагоги школы своевременно проходят КПК; - Внедрение инновационных технологий развивающего обучения. |
- Отсутствие должного контроля со стороны родителей значительного числа обучающихся; - низкий социальный уровень некоторых семей, низкий уровень образовательных потребностей. |
|
3.Реализация проекта «Я -Гражданин» |
||||
- наличие опытного и обученного кадрового потенциала; - заинтересованность педагогических работников и учащихся в патриотическом воспитании; - отражение гражданско-правового сознания в урочной и внеурочной деятельности (проведение различных экскурсий, посещение музея, изучение личностей героев, участников ВОВ села, района), детей войны, участников локальных войн, деятельности общественных организаций (волонтерские отряды, участие в РДШ и др.) |
- недостаточная материально-техническая оснащенность базы; - недостаточно высокий уровень патриотического сознания школьников в современное время; - отсутствие оборудованной полосы препятствий на территории школы |
-заинтересованность различных социальных институтов (военный комиссариат, МВД, органов местного самоуправления) в патриотическом воспитании |
- риск потери кадров; - изменение концепций по патриотическому воспитанию. |
|
4.Реализация проекта « Информационная образовательная среда» |
||||
-Материально- техническая база учреждения укомплектована, пополняется новым оборудованием; - Создан сайт школы. -Используется электронный журнал. |
- недостаточная материально-техническая база; -В школе работает значительное число возрастных педагогов, испытывающих трудности в освоении ИКТ-технологий. |
- Увеличение скорости интернета. |
-Недостаточность финансовых ресурсов для активного развития материально-технической базы. |
|
5. Реализация проекта «Школа - открытая государственно-общественная среда» |
||||
- Наличие в школе профессиональной команды педагогов; - Педагоги активно пользуются предметными сайтами, Интернет-ресурсами для обогащения опыта, - Функционирование Совета школы, органов ученического самоуправления |
- Некоторые классные руководители не в полной мере используют ресурс родительской общественности при решении проблем организации образовательного процесса - Формализм в работе некоторых родительских комитетов |
-Перераспределение обязанностей членов коллектива; - Поиск новых идей и ресурсов; - Возможность дистанционного обучения (вебинаров) для обогащения опыта и обновления знаний; |
- Нежелание должным образом работать с классными коллективами приводит в ряде случаев к конфликтам во взаимоотношениях педагогов и ученического коллектива; - Сложности взаимодействия с внебюджетными организациями, коммерческими предприятиями для активации возможностей и поиска новых ресурсов |
|
SWOT-анализ позволяет выделить приоритетную стратегию развития образовательной системы школы до 2026 года – организованный переход, эффективное внедрение и качественная оценка результатов освоения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения на основе гармоничного развития образовательной среды и участников образовательного процесса.
SWOT-анализ проводился в форме открытого индивидуального интервью с членами администрации школы, а также руководителями предметных МО.
Проведенный SWOT-анализ позволяет оценить, что внешние возможности и риски не являются определяющими в развитии образовательной системы школы. Стратегия развития ориентирована на внутренний потенциал развития школы и инновационные технологии управления и обучения.
Основные выводы:
Школа функционирует стабильно, по результатам деятельности работает в режиме развития.
- Деятельность школы строится в соответствии с государственной нормативной базой, программно-целевыми установками федеральных, краевых, муниципальных целевых программ по общему образованию.
- Педагогический коллектив на основе анализа и структурирования возникающих проблем умеет выстроить перспективы развития в соответствии с уровнем требований, предъявляемых к современной школе.
- На всех ступенях обучения созданы условия для самореализации каждого школьника вне зависимости от его психофизиологических особенностей и учебных возможностей в урочной и внеурочной деятельности, что подтверждается результативностью участия в различных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.
- В школе создано единое информационное пространство, позволяющее эффективно решать вопросы организации учебно-воспитательного процесса.
- Родители, выпускники и местное сообщество высказывают позитивное мнение к деятельности школы.
Основные проблемы:
По результатам деятельности школы можно выделить следующие, наиболее актуальные проблемы, на решение которых должна быть направлена новая Программа развития, т.к. их решение поможет вывести школу на новый уровень развития.
1. Проблема формирования и сохранения контингента учащихся. Наблюдаемое в последнее время изменение числа учащихся заставляет думать о поиске и развитии конкурентных направлений работы школы. Именно поэтому развитие школы требует максимального учёта социокультурной специфики микрорайона, организации тесного взаимодействия со всеми учреждениями образования и культуры микрорайона. Сохранение и увеличение контингента учащихся возможно через повышение привлекательности школы, прежде всего за счет предоставления всем обучающимся и их родителям возможности удовлетворить образовательные запросы в соответствии с индивидуальными склонностями и способностями детей. Это подразумевает улучшение качества преподавания во всех ступенях, увеличение спектра и качества оказываемых услуг.
2. Проблема повышения качества образования для образовательного учреждения является одной из важнейших. Это определяется необходимостью успешного освоения всеми обучающимися основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, формирования навыков исследовательской деятельности учащихся, подготовки их к дальнейшему обучению и осознанному профессиональному выбору. Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях развития компетентностного подхода и оценки качества образования в школе на основе государственной итоговой аттестации, а также в условиях реализации ФГОС НОО И ФГОС ООО, направленных на формирование универсальных учебных действий.
3. Важной для школы по-прежнему остается проблема эффективного использования современных образовательных технологий. Проблема заключается в необходимости сочетания новых технологий и лучших отечественных традиций образования.
4. Необходимо продолжить работу по преодолению педагогического консерватизма, стереотипов мышления в деятельности педагогов, развитию системы мотивации педагогов.
5. Развитие воспитательной системы как компонента педагогического процесса, охватывающего все составляющие образовательной системы школы.
6. Важной проблемой, которую призвана решать настоящая программа развития, является демократизация школьного уклада. Особенно важным является использование потенциала родителей и местного сообщества в качестве ресурса развития школы.
-
- КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Основная стратегическая цель: совершенствование образовательного пространства в соответствии с требованиями законодательства и с учетом потребностей социума.
Для достижения указанной цели поставлены следующие стратегические задачи:
- Создание условий, обеспечивающих работу по ФГОС НОО, ООО и Переход на новые ФГОС, и обеспечение единства и преемственности между уровнями общего образования.
- Повышение качества образования на основе обновления технологического обеспечения деятельности школы и совершенствования профессиональных компетенций педагогических кадров.
- Формирование ИКТ- компетентности выпускников уровня начального общего образования, широкое внедрение современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.
- Формирование у школьников гражданской ответственности правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
- Создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями.
- Формирование условий для удовлетворения граждан в качественном образовании; открытость образовательного пространства через участие общественности в управлении школой и развитие информационной среды школы.
МОДЕЛЬ ШКОЛЫ – 2026
Настоящая программа развития предполагает, что в результате ее реализации, образовательная система школы будет обладать следующими чертами:
1) школа предоставляет учащимся качественное образование, соответствующее требованиям федеральных государственных стандартов второго поколения, что подтверждается через независимые формы аттестации;
2) выпускники школы конкурентоспособны в системе высшего и среднего профессионального образования;
3) в школе действует воспитательная система культурно-нравственной ориентации, адекватная потребностям времени;
4) деятельность школы не наносит ущерба здоровью учащихся, в ней они чувствуют себя безопасно и защищены от негативных влияний внешней среды;
5) в школе работает высокопрофессиональный творческий педагогический коллектив;
6) педагоги школы применяют в своей практике современные технологии обучения;
7) школа имеет эффективную систему управления, обеспечивающую не только ее успешное функционирование, но и развитие, используются механизмы государственно-общественного управления школой;
8) школа имеет современную материально-техническую базу и пространственно-предметную среду, обладает необходимым количеством ресурсов для реализации ее планов;
9) школа имеет широкие партнерские связи с системой дополнительного образования;
10) школа востребована потребителями и они удовлетворены ее услугами, что обеспечивает ее лидерство на рынке образовательных услуг.
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГА ШКОЛЫ – 2026
Учитывая все вышеизложенное в предыдущих разделах, наиболее целесообразным представляется следующая модель компетентного педагога:
1) наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации, осуществляемой в режиме диалога;
2) способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности;
3) стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов;
4) наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса;
5) наличие методологической культуры, умений и навыков концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности;
6) готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта;
7) освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;
8) принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога;
9) наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции;
10) сформированность теоретических представлений о системно-педагогическом мышлении, наличие опыта системного исследования педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности;
11) осознание метода педагогической деятельности как одной из высших профессиональных ценностей педагога.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА - 2026 года.
Перспективная модель выпускника школы строится на основе Национального образовательного идеала - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа и ориентирована на его готовность к самореализации в современном мире. В понятии готовность отражается единство потребностей и способностей выпускника.
Соответственно, результатом деятельности школы станут, с одной стороны, сформированные личностные качества выпускника, а, с другой стороны, компетенции выпускника, значимые в социальном окружении и компетентности.
Выпускник должен обладать следующими чертами:
1) стремление к позитивной самореализации себя в современном мире;
- прочные знания по основным школьным предметам обучения;
- способность самостоятельно добывать знания, способность эффективно работать и зарабатывать, способность полноценно жить и способность нравственно жить в обществе;
- владение основами мировой культуры; воспринимать себя как носителя общечеловеческих ценностей, быть способным к творчеству в пространстве культуры, к диалогу в деятельности и мышлении, а также проектировать и реализовать свои жизненные смыслы на основе общечеловеческих ценностей;
- готовность в любой момент защищать свою Родину, обладать твердыми моральными и нравственными принципами, знать Конституцию Российской Федерации, общественно-политические достижения государства, чтить государственную символику и национальные святыни народов, его населяющих, принимать активное участие в государственных праздниках;
- ведя здоровый образ жизни, гражданин России может принести своей стране практическую пользу;
7) умение жить в условиях рынка и информационных технологий, знания компьютерной техники и иностранных языков, готовности к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира;
8) уважительно относиться к национальным культурам народов Российской Федерации, владение родным языком и культурой;
9) наличие коммуникативной культуры, владение навыками делового общения, выстраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни;
10) готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования;
11) способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей на основе традиций национальной духовной культуры.
МИССИЯ ШКОЛЫ
Социально-педагогическая миссия школы состоит в создании образовательной среды, способной удовлетворить потребность субъектов образовательного процесса в доступном качественном образовании, соответствующем современным требованиям и способствующем развитию потенциала субъектов образовательного процесса.
4. ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Цели, задачи, идеи и принципы развития МБОУ «Алешинская ОШ», а также ее особенности, достижения и проблемы определяют основные направления совершенствования организации педагогического процесса.
4.1. ФГОС: образовательный стандарт в действии
С 1 сентября 2011 года образовательное учреждение осуществило переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения. Это позволило изменить основные требования к содержанию образовательного процесса, а также к условиям его реализации, не забывая при этом, что школа не только должна давать знания, но и серьезное внимание уделять воспитательному процессу.
В каждом классе выделено до 5 часов в неделю на внеурочные занятия во второй половине дня, во время которых реализуются дополнительные образовательные программы, программы социализации учащихся, воспитательные программы. Занятия проводятся в форме кружков, экскурсий, секций, презентаций проектов, бесед.
С 2015 года началось введение ФГОС основного общего образования.
Администрация образовательного учреждения и все педагоги начального общего и основного общего образования поэтапно прошли курсы повышения квалификации по ФГОС.
Создана основная образовательная программа, положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в связи с введением ФГОС второго поколения. Предполагается введение ФГОС третьего поколения.
Цель: Обеспечение условий для работы в соответствии с ФГОС второго поколения и внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта- ФГОС третьего поколения в случае его введения.
Задачи:
- Создать комплекс организационно-методических и психолого-педагогических условий, обеспечивающий успешный поэтапный переход на освоение ФГОС третьего поколения.
- Обеспечить единство и преемственность между уровнями общего образования при переходе к непрерывной системе образования в условиях внедрения ФГОС.
- Обеспечить реализацию новых федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
|
Изучение требований, нормативно-правовых документов по введению и реализации ФГОС третьего поколения педагогами ОО |
Постоянно |
Зам. директора по УВР |
|
Организация и проведение независимого мониторинга результатов освоения ФГОС НОО, ООО, (ВПР) |
По графику Министерства просвещения РФ |
Зам. директора по УВР |
|
Развитие внутренней системы оценки качества образования |
К 2023 |
Зам. директора по УВР |
|
Создание условий для повышения вариативности образовательных маршрутов и формирования ключевых компетентностей на основе внедрения новых принципов организации образовательного процесса |
К 2023 г. |
Зам. директора по УВР |
|
Разработка и утверждение модели взаимодействия образовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования детей, культуры и спорта, базовыми предприятиями и организациями в условиях введения ФГОС |
К 2023 |
Зам. директора по УВР, Старший вожатый |
|
Обеспечение ОУ УМК при введении ФГОС согласно федеральному перечню |
По неоходимости |
Зам. директора по УВР, библиотекарь |
|
Разработка и реализация плана по информированию общественности о введении ФГОС через средства массовой информации, сайт школы |
регулярно |
Директор, зам. директора по УВР |
|
Проведение экспертизы образовательных программ внеурочной деятельности |
Ежегодно |
Зам. директора по УВР, ВР |
|
Реализация проектно-исследовательской деятельности обучающихся |
Ежегодно |
Зам. директора по УВР |
|
Активизация деятельности по разработке индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся |
По необходимости |
Зам. директора по УВР |
|
Обеспечение оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений материального и технического оборудования в соответствии с требованиями ФГОС |
Постоянно по мере финансирования |
завхоз |
|
Участие педагогов в работе проблемных семинаров по вопросам введения ФГОС |
Ежегодно |
Зам. директора по УВР |
|
Подготовка и проведение совещаний, педсоветов, семинаров, консультаций для учителей по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС ОВЗ, |
1-2 раза в год |
Директор, зам. директора по УВР |
Анализ внедрения ФГОС третьего поколения |
Конец 2026 г. |
Администрация |
Целевой компонент внутренней модели системы оценки качества образования МБОУ « Алёшинская ОШ»
Внутренняя система оценки качества образования МБОУ «Алёшинская ОШ» представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку качества образовательных результатов, качество реализации образовательного процесса, качество условий, обеспечивающих образовательный процесс с учетом запросов участников образовательных отношений.
Цель: формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования в МБОУ «Алёшинская ОШ», обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования. (При этом под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса).
Модель внутренней системы оценки качества образования МБОУ «Алёшинская ОШ» будет создана на основе интеграции кадровых, методических, информационных, организационно - управленческих и материально-технических ресурсов школы.
Задачи:
- создание инструментария (разработка процедур, технологий и инструментальных средств аттестационных и мониторинговых обследовани;
- получение объективной и достоверной информации о качестве образования в школе и причинах, влияющих на качество образования; предоставление всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования в школе;
- принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по повышению качества образования и уровня информированности участников образовательных 5 отношений;
- прогнозирование развития образовательной организации.
Этапы реализации МБОУ «Алёшинская ОШ»
№ п/п |
Этапы |
Мероприятия |
Сроки |
|
Нормативно -установочный |
Определение показателей инструментария |
2022-2023 |
|
Информационно - диагностический |
Сбор информации |
2022-2024 |
|
Аналитический |
Анализ результатов, определение рисков |
2023-2025 |
|
Итогово - прогностический |
Разработка стратегии, коррекционно - развивающие работы |
2025-2026 |
Модель внутренней системы оценки качества МБОУ «Алёшинская ОШ» реализуется в системе сочетания принципов внешней независимой оценки, внутренней независимой оценки, самообследования и самооценки. Внутренняя система оценки качества образования особое внимание обращает на самооценку образовательной организации при разработке механизмов постоянного совершенствования, обеспечения и проверки измеряемых улучшений в качестве образовательной деятельности. Основу составляет ориентация на динамику и результат.
Ожидаемые результаты:
- своевременная и объективная диагностика качества образования на всех уровнях, отслеживание динамики по всем образовательным программам, структурным подразделениям, процессам, направлениям;
-предоставление возможности своевременно корректировать образовательную деятельность;
-вовлечение в процесс участия, как равноправных членов образовательного процесса, обучающихся, родителей (их законных представителей);
- мотивация педагогического коллектива на педагогические исследования, совершенствование своей педагогической деятельности, инновации.
4.2. Эффективная образовательная среда
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года обозначено, что качество образования — это ориентация образования не только на усвоение обучающимися знаний, но и развитие познавательных и созидательных способностей; а также личной ответственности и опыта самостоятельной деятельности.
Цель: повышение качества образования через совершенствование учебного процесса, обновление его содержания, использования инновационных технологий обучения и воспитания
Задачи:
- Обеспечить условия для внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс в интересах обеспечения доступного качественного образования
- Повысить качество результатов ВПР, ОГЭ-9
- Обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся
- Разнообразить формы внеурочной деятельности
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Создание плана подготовки к ГИА |
Ежегодно сентябрь |
Зам директора по УВР |
2 |
Прохождение курсов повышения квалификации педагогами школы |
По отдельному графику |
Зам директора по УМР |
3 |
Мониторинг уровня подготовки выпускников 4 , 9 классов на основе результатов итоговой аттестации |
Ежегодно Июнь-июль |
Зам директора по УВР |
4 |
Мониторинг качества обученности учащихся по результатам полугодовых и годовых контрольных работ |
Каждое полугодие |
Зам директора по УВР |
5 |
Мониторинг образовательных достижений учащихся 4 класса начальной школы по ФГОС |
Ежегодно Апрель Май |
Зам директора по УВР |
6 |
Мониторинг выполнения учебных программ по предметам |
Ежегодно конец четверти, года |
Зам директора по УВР |
7 |
Проверка состояния преподавания предметов учебного плана. |
В течение года |
Зам директора по УВР |
8 |
Анализ результативности внеурочной деятельности |
Ежегодно конец четверти |
Зам. директора по УВР, ВР |
9 |
Мониторинг результативности учебного процесса по итогам четвертей (полугодий) и учебному году |
Ноябрь, январь, апрель, май, июнь |
Зам директора по УВР |
10 |
Мониторинг исследования адаптационного периода обучающихся 1 и 5 классов |
Сентябрь Октябрь |
Зам директора по УВР |
11 |
Обеспечение проведения независимой оценки качества образования |
По графику Министерства |
Зам директора по УВР |
4.3. Я - Гражданин
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Цель гражданского воспитания в школе – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе.
Задачи: формирование у школьников гражданской ответственности правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
В школе на протяжении всех лет работы уделялось большое внимание данному направлению. Образовательный процесс организуется через урочную и внеурочную деятельность, сотрудничество с учреждениями социума, правоохранительными органами и силовыми ведомствами, участие в конкурсах различного уровня, проведение митингов, тематических недель и Вахты памяти и другие мероприятия согласно Программе воспитательной работы школы.
В системе проводится работа по формированию сознательной дисциплины учащихся, выполнению правил внутреннего распорядка, заложенных в Уставе школы.
Задачи воспитания и социализации гражданско-патриотического направления |
Виды деятель- ности |
Формы занятий и мероприятия с обучающимися |
- сформировать знание о политическом устройстве РФ, символах и институтах РФ и Рязанского края; - познакомиться с героическими страницами истории России, Рязанского края; - познакомиться с историей и культурой, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, Рязанского края, Рыбновского района; - сформировать представление о содержании и значении государственных праздников РФ; - познакомиться с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина; - принимать участие в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, встречах с ветеранами и военнослужащими; - принимать участие во встречах и беседах с выпускниками школы, знакомиться с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. |
Урочная |
|
Внеклассная |
|
|
Внеурочная |
|
|
Внешкольная |
|
По данному направлению обучающимися могут быть достигнуты определённые результаты по трем уровням: когнитивный, ценностно-смысловой, деятельностный.
Ценностные установки |
Планируемые результаты воспитательной деятельности |
Любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. |
1. Когнитивный компонент: - обучающиеся знают об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии Рязанского края о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; - знают основные положения Конституции Российской Федерации, символов государства, Рязанского края, основные права и обязанности гражданина России, школьника; - знают национальных героев и важнейшие события истории России, Рязанского края города, школы; - знают государственные праздники, их историю и значение для общества; - знают о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. 2. Компонент ценностного отношения: - у обучающихся сформировано ценностное отношение к России, своему народу, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению; - имеется понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины; - сформировано уважительное отношение к органам охраны правопорядка; 3. Деятельностный компонент: - обучающиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации; - имеют первоначальный опыт участия в гражданской жизни. |
Работа по данному направлению будет осуществляться поэтапно:
- Аналитический этап (2022 -2023 г.).
1) создание рабочей группы педагогов, участвующих в реализации Программы работы по гражданско-правовому воспитанию и обучению учащихся;
2) проведение мониторинга среди учащихся, учителей, родителей по проблеме прав ребенка, ответственности несовершеннолетних, изучении их запросов;
3) выработка рекомендаций по реализации межпредметной системы по гражданско-правовому образованию и воспитанию.
- Этап реализации модели гражданско-правового воспитания и образования в школе (2023-2024 г.).
1. Отработка модели системы гражданско-правового образования и воспитания в школе;
2. Проведение промежуточной диагностики уровня правовой культуры учащихся;
- Рефлексивно-оценочный этап (2024 - 2026 г.).
1. Анализ итогов работы по данному направлению
2. Корректировка модели гражданско-правового образования и воспитания в школе
3. Обобщение и распространение опыта по инновационной деятельности
4.4.Информационная образовательная среда.
Одним из направлений модернизации школы является создание условий для повышения информационно – коммуникативной грамотности, как педагогов, так и учащихся. В рамках данного направления в школе реализуются образовательные программы по информатике и ИКТ для учащихся, организованы элективные занятия и внеурочная деятельность по данному направлению. Активно используются информационно-коммуникационные технологии в обучении.
Программа развития предусматривает расширение сфер использования ИКТ в школе.
Цели:
1. Разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы.
2. Повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы.
Задачи:
1.Формирование ИКТ- компетентности выпускников уровня начального общего образования, широкое внедрение современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.
2. Создание условий, обеспечивающих целенаправленную подготовку педагогов и учащихся в области получения, переработки и использования информации.
3. Использование информационных систем для повышения эффективности управленческих решений.
4. Обновление программного и технического обеспечения компьютерных классов школы.
5. Разработка системы информирования населения о школе, ее достижениях и преимуществах.
№ |
Мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Сроки реализации |
Ожидаемый результат |
1 |
Разработка концепции информационного обеспечения образовательного процесса, разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы |
Директор, зам. директора по УВР |
2022- 2026 |
Концепция информационного обеспечения образовательного процесса |
2 |
Повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы |
Зам. директора по УВР |
2022- 2026 |
Владение ПК педагогами и учащимися в соответствии с ФГОС и современными требованиями законодательства и социума |
3 |
Создание условий, обеспечивающих целенаправленную подготовку педагогов и учащихся в области получения, переработки и использования информации |
Директор |
2022- 2024 |
Организация и проведение КПК |
4 |
Ведение школьного делопроизводства в электронном виде |
Директор, зам. директора по УВР, бухгалтерия |
2022- 2026 |
Создание компьютерной базы |
5 |
Расширение возможностей школьного сайта для полного информирования населения о деятельности школы |
Директор, зам. директора по УВР, учитель информатики |
В течение года |
Расширение информированности участников ОП с целью наиболее полной реализации прав граждан на образование |
6 |
Ведение электронных журналов и дневников. |
Администрация, педагоги |
2022-2026г |
электронные журналы |
7 |
Обновление программного и технического обеспечения компьютерных классов |
Директор, учителя информатики |
постоянно |
Программное обеспечение в соответствии с требованиями ФГОС и законодательства |
Планируемые результаты формирования ИКТ-компетентности выпускников уровня начального общего образования
№ п/п |
Планируемые результаты |
1 |
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером |
Выпускник научится: |
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку); - организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере |
2 |
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных |
Выпускник научится: |
- вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т.д.), сохранять полученную информацию; - владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов; - рисовать изображения на графическом планшете; - сканировать рисунки и тексты |
Выпускник получит возможность научиться: |
- использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке |
3 |
Обработка и поиск информации. |
Выпускник научится: |
- подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты); - описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ; - собирать числовые данные в естественнонаучных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей; - редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений; - пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; - искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); - заполнять учебные базы данных |
Выпускник получит возможность научиться: |
грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации |
4 |
Создание, представление и передача сообщений. |
Выпускник научится: |
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; - создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; - готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; - создавать диаграммы, планы территории и пр.; - создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация); - размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения; - пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах |
Выпускник получит возможность научиться: |
- представлять данные; - создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель» |
5 |
Планирование деятельности, управление и организация |
Выпускник научится: |
- создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах; - определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; - планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира |
Выпускник получит возможность научиться: |
- проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы; - моделировать объекты и процессы реального мира. |
Ожидаемые результаты:
1. Создание эффективной системы информационного обеспечения образовательной программы школы.
2. Подготовка учащихся и педагогов к жизни и деятельности в условиях информационного общества.
3. Повышение уровня научно-методического обеспечения профессиональной деятельности педагогов.
4. Расширение информированности участников образовательного процесса с целью наиболее полной реализации прав граждан на образование.
5. Активное использование медиа – ресурсов на каждом предмете и во внеурочной деятельности.
4.5. Школа - открытая государственно-общественная среда
Роль государственно-общественного управления в образовании с каждым днем становится все значимее. В Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики в области образования определен демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Действительно, закон предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения.
Цель: развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса.
Задачи:
- Формирование условий для удовлетворения граждан в качественном образовании; открытость образовательного пространства через участие общественности в управлении школой и развитие информационной среды школы.
- Формирование консолидированного заказа на оказание образовательных услуг.
- Активное привлечение педагогов, обучающихся и родителей к участию в управлении образовательным учреждением.
Развитая система государственно-общественного управления является необходимым условием повышения доступности и качества образования.
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Анализ нормативно-правовых актов школы, внесение необходимых изменений |
По мере необходимости |
Директор |
2 |
Внесение коррективов в планы работы школы Совета школы. |
2022- 2026 |
Администрация |
3 |
Разработка подпрограмм работы согласно Программе развития школы |
2022- 2024 |
Администрация |
4 |
Проведение обучающих семинаров с членами Управляющего совета школы (по законодательству РФ, региональным и муниципальным нормативно-правовым документам) |
2022- 2024 |
Администрация |
5 |
Проведение заседаний Управляющего совета школы с приглашением заинтересованных сторон по проблемным вопросам развития образовательного организации |
2022- 2026 |
Директор, председатель Совета школы |
6 |
Разработка системы информирования населения о школе, ее достижениях и преимуществах. Публикация ежегодного информационного доклада школы об итогах учебного года и его представление родителям учащихся. |
2022-2026 |
Администрация |
7 |
Совершенствование содержания сайта школы в сети интернет и поддержание его актуальности. |
2022- 2026 |
Директор |
8 |
Проведение общественной экспертизы эффективности систем государственно-общественного управления |
2022- 2024 |
Директор |
9 |
Прогнозирование перспективных направлений развития государственно-общественного управления. |
2022- 2024 |
Администрация |
10 |
Обобщение работы |
2022- 2026 |
Директор |
Критерии оценки работы школы по данному направлению:
- Система общественного наблюдения (контроля) за проведением процедуры итоговой аттестации учащихся, в том числе в форме и по технологии единого государственного экзамена, контрольных и тестовых работ для учащихся школы, аттестации администрации школы, за деятельностью аттестационных, конфликтных и иных комиссий.
- Участие Совета школы в оценке качества образования.
- Функционирование системы государственно-общественного управления в части распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников школы;
- Публичная отчетность школы в форме докладов, процедурах его утверждения, презентации и оценки.
Ожидаемые результаты:
- Создание оптимальной организационно-управленческой структуры школы;
- Включение в единое информационно-образовательное пространство всех участников образовательного процесса: администрации, учителей, обучающихся, родителей, общественности.
- Создание положительного имиджа школы среди общественности.
- Возможность школе динамично и гибко реагировать на изменение образовательных запросов местного сообщества, акцентируя внимание на основные приоритеты в системе образования на период до 2022 года.
5.МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
1. По каждому из направлений будут созданы проблемные творческие группы, ответственные за его реализацию.
2. Функция общей координации реализации Программы выполняет – Педагогический совет школы.
3. Мероприятия по реализации Программы являются основой годового плана работы школы.
4. Вопросы оценки хода выполнения Программы, принятия решений о завершении отдельных подпрограмм, внесения изменений в программу решает Педагогический совет школы.
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ
1. Инфраструктура и организация образовательного процесса школы соответствует требованиям федерального законодательства, СанПиНов и других нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию образовательного процесса.
2. Оснащение кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
3. Доступность не менее 95 % учебных кабинетов к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам.
4. 100% педагогов и руководителей школы пройдут повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней образования) и инновационным технологиям.
5. Не менее 65% педагогов работают по инновационным образовательным технологиям.
6. Не менее 50% педагогов имеют опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психолого-педагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.).
7. Реализация федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на всех ступенях обучения, реализация ФГОС с ОВЗ.
8. 100% выпускников успешно осваивают общеобразовательные программы и проходят государственную итоговую аттестацию.
9. 100% учащихся охвачены доступной удовлетворяющей потребностям внеурочной деятельностью.
10. 100% учащихся обеспечены необходимыми условиями для занятий физкультурой и спортом.
11. Большинство учащихся школы включены в исследовательскую и проектную деятельность.
12. В школе реализуется подпрограмма поддержки талантливых детей (по различным направлениям интеллектуального, творческого, физического развития).
13. Не менее 50% родителей (законных представителей) включено в различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.).
7. СИСТЕМА МЕР ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В ходе деятельности по реализации Программы развития допустимы риски и неопределенности.
Виды рисков |
Пути минимизации рисков |
Нормативно-правовые риски |
|
- Неполнота отдельных нормативно-правовых документов, предусмотренных на момент разработки и начало внедрения Программы. - Неоднозначность толкования отдельных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность и ответственность субъектов образовательного процесса школе в целом |
-Регулярный анализ нормативно-правовой документации на предмет ее актуальности, полноты, соответствия решаемым задачам. - Систематическая работа руководства с педагогическим коллективом, родительской общественностью по разъяснению конкретных нормативно- правовых актов, регламентирующих деятельность в школе и содержание образовательного процесса в целом |
Социально-психологические риски (или риски человеческого фактора) |
|
-Недостаточность профессиональной инициативы и компетентности у отдельных педагогов по внедрению инновационных образовательных технологий. - неготовность молодых специалистов работать в школе. - недостаточная инициатива участия в различных конкурсных мероприятиях |
- Систематическая работа по обновлению внутриучрежденческой системы повышения квалификации. -Разработка и использование эффективной системы мотивации включения педагогов в инновационные процессы. - Психолого-педагогическое и методическое сопровождение педагогов с недостаточной коммуникативной компетентностью |
Ресурсно-технологические риски |
|
- Неполнота ресурсной базы для реализации направлений, подпрограмм и мероприятий Программы; |
- Систематический анализ достаточности ресурсной базы для реализации всех компонентов Программы. - Участие педагогов и всего образовательного учреждения в международных, федеральных, региональных проектах и в грантовой деятельности для расширения возможностей развития ресурсной базы. |
Лист внесения изменений
№ |
Описание изменений |
Правовое основание для внесения изменений (наименование документа и его реквизиты) |